Что нас ждет на БайкалМоторШоу-2015? Обзор ключевых участников

3 Июня 2015
Фото: drom.ru
 6-7 июня в Иркутске пройдет 11-й Международный Фестиваль автотюнинга БайкалМоторШоу. Генеральным информационным партнером Фестиваля выступает Drom.ru. Сегодня мы предлагаем небольшой обзор части той экспозиции, какая выстроилась в ходе финального отбора участников. Посмотреть будет на что, как во всех творческих номинациях, так и по части спецтехники заводского происхождения.

Прошлое

Начнем с времен минувших, кои на БМШ-2015 собирают большую, разнообразную и почти неограниченную по возрасту ретро-экспозицию, с глубоким погружением в мировую автомобильную историю. Самому старшему участнику исполняется 86 лет! Со спортивным седаном Jaguar Mark IX 1960 года читатели уже знакомы, но и это довольно «молодой» представитель зарубежного автопрома на фоне такого персонажа, как Ford Model A 1929 года. По сути, в лице данной модели выступит символ массового автомобилестроения, начавшегося в первой половине ХХ века в Новом свете. За четыре года производства — с 1927-го по 1931-й, было выпущено более 4,8 млн экземпляров в различных кузовных версиях — родстер, купе, универсал, пикап и так далее.


Автомобиль был недорогим — по ценам от $329, причем самым доступным был родстер. Любопытно, что именно Ford Model A в кузове родстер считается одним из основоположников в постройке хот-родов — был самым удачным средством для развития этой субкультуры. Но что касается данного «универсала», завезен он из США в 2014 году отнюдь не для переделок, а именно как хранитель оригинального стиля и конструкции. Автомобиль был простым и крепким, что и показала реставрация.


Когда его изучаешь, диву даешься, как мало было деталей в тех массовых моделях. Рама, впереди балка, сзади мост, все на поперечных рессорах. Двигатель 3,3 литра в 40 сил из-за конструктивного «минимализма» выглядит монолитным агрегатом, с водяным охлаждением, но и вентилятор при этом всего с двумя лопастями. Да и никакой фальшрадиаторной решетки нет — облицовку составляет сам радиатор, с обрамлением из нержавеющей стали.


Питание не только карбюраторное простейшей конструкции, но и безо всяких там подкачивающих насосов. Бензин поступает самотеком из бака, который находится выше двигателя перед приборной панелью — открыл краник, вот тебе и питание.


«Поворотников» не было, усилителя руля и тормозов нет, коробка трехступенчатая без синхронизаторов. Компактный приборный щиток по центру, рычажок управления светом на ступице руля, педаль газа в виде «кнопки». Ну и сам облик машины, ее пропорции: высокая посадка, большой диаметр колес, вынесенная далеко передняя ось, практически отсутствие свесов — такой автомобиль сейчас назывался бы суровым внедорожником.


Исходное состояние было вполне приличным, но чтобы довести облик до теперешнего нарядного уровня, конечно, специалистам пришлось потрудиться несколько месяцев. Кроме восстановительных работ по шасси, двигателю, коробке и вообще по металлу, нужно было облагораживать интерьер, принимать меры по сохранению родных деревянных панелей внутри кузова, а также заказывать и менять много всего по мелочи — сейчас все оригинальные запчасти можно приобрести.


Не обошлось и без опциональных нововведений: лобовые и оконные стекла поменяли на безопасный триплекс, двигатель обеспечили современным воздушным фильтром с «нулевым» сопротивлением, установили противотуманные фары, а также «поворотники», без которых немыслимо ездить по нынешним дорогам.


А ехать в потоке он может: до 70 км/ч без вопросов, легко, мягко, абсолютно безразлично ко всем рытвинам, покачиваясь на своих поперечных рессорах.


Из той же эпохи, но уже с чисто российской биографией, выступит по-своему уникальный автомобиль — пожарная автоцистерна на шасси ГАЗ-АА 1934 года.


Знаменитая «полуторка», производство которой началось в 1932 году, — надо ли говорить, сколько героического и драматичного связано с этими машинами в нашей стране. И возможно, нигде в России не сохранился подобный экземпляр именно пожарного варианта, какой удалось восстановить энтузиастам Иркутского управления МЧС. А ведь мало кому известно, насколько непростой оказалась судьба раритета.


В сущности, машину удалось восстановить из двух пострадавших от времени экземпляров. Непосредственно пожарный ГАЗ-АА был найден еще в 90-х годах в одном из частных дворов региона, в очень ветхом, разукомплектованном состоянии — о полноценном возрождении даже в условиях производственно-технического центра МЧС не могло быть и речи. Помог случай, причем сразу и не скажешь, счастливый или несчастный. На одной из автобаз сохранились «останки» другого ГАЗ-АА, обычного бортового. Он стоял в качестве памятника за территорией базы, но какие-то уроды его подожгли. Благо сгорел не полностью, и затем уже оказался в руках реставраторов.


Такая вот «киношная» история: пострадавший в огне грузовик помог восстановлению пожарного автомобиля-родственника! Какой-то документации на эту технику не было, делали по картинкам из журналов и старым фотографиям — что сумели найти. Привели в порядок не только внешность, но также всю оснастку и техчасть — автомобиль должен быть не просто памятником, а функциональной единицей — так, чтобы «ветеран» и по прямому назначению смог выступить.


В том числе удалось вернуть к жизни родной двигатель: четырехцилиндровый объемом 3,3 литра мощностью 40 сил — по сути, это тот же мотор, что устанавливался на вышеописанном Ford Model A. Для поддержания должного состояния уже в нынешнее время некоторые детали ходовой части заказывались в специализированных фирмах.


Вообще, начало и развитие автомобилизации в СССР, особенно в послевоенное время, наглядно можно представить по машинам, которые состояли на государственной службе. Например, в милиции. Только вот где такие увидишь в одном месте? Эта техника списывается и растворяется во времени, к сегодняшнему дню имеются лишь редкие памятники, разбросанные по всей стране. Но БМШ-2015 предоставляет уникальную возможность проследить историю автомобилизации страны, отраженную в соответствующих машинах из «органов»: к своему юбилею целый ретропарк подготовило иркутское УМВД.


Надо сразу оговориться, что это не отреставрированные оригиналы, а «копии», воссозданные из сторонних машин, приобретенных у частных лиц. В силу ограниченных возможностей и состояния исходных экземпляров, говорить о высочайшем качестве «копий» и полной аутентичности не приходится, тем не менее при подготовке старались максимально придерживаться образа не только внешне, но и с технической стороны.


Вот показательный пример с Победой М20 ОРУД «Милиция». Если бы кто сторонний видел, в каком состоянии достался исходник мастерам сервиса, не поверил бы, что из этого металлолома со следами народного «тюнинга» в очень сжатые сроки можно сделать что-то приличное. Ситуация была отчаянная: одно только «железо» требовало неимоверного объема работ, двигатель, коробку и мост собирались заменить на чужеродные, поскольку их было проще поменять, чем восстановить.


Но в итоге все же удалось не только вернуть к жизни родной двигатель и трансмиссию, но и найти другие оригинальные детали, в частности, колеса с новыми шинами. Привели в должный порядок внешний вид и салон, после чего милицейская «Победа» обрела не просто нарядный, а представительский для своего времени вид.


А какое это было время? Тогда, в 40-х и 50-х, «Победа» и «Москвич-400» положили начало послевоенной автомобилизации в стране, в том числе эти модели стали поступать на службу в милицию, где в них тоже очень нуждались. Тогда еще не знали машин с обозначением ГАИ, а были с аббревиатурой ОРУД — отдел регулирования уличного движения. И раскраска еще другая — синий кузов с красной полосой. Из дополнительного оснащения в основном только «колокол» громкоговорителя. Но если на большой «Победе» ретранслятор еще как-то смотрелся органично, то маленькому «Москвичу-400» данная опция придавала весьма специфичный вид.


В 60-х советский легковой автопарк переходит на иной дизайнерский и технический уровень. К сожалению, символ того времени, «Волга» ГАЗ-21, пока не нашла места в данной ретроспективе, зато воссоздан представитель рядового состава — «Москвич-403». По сравнению с предшественником, конструкция которого восходит еще к 30-м годам, это уже вполне отвечающий своему времени автомобиль. Здесь более мощный, уже верхнеклапанный двигатель 1,4 литра в 45 сил, настоящий кузов седан, то есть с отдельным багажником, передняя подвеска на двойных поперечных рычагах с телескопическими амортизаторами, более комфортный салон.


К тому же в 60-х милицейские автомобили визуально стали более заметными, то есть получили новую раскраску — желтый кузов с синей полосой, появилась аббревиатура ГАИ. Прибавилось и оснащение: громкоговорители уменьшились в размерах и стали устанавливаться по два, также на крыше появился проблесковый маячок синего цвета и сирена. Конечно, динамика разгона от нуля до 100 км/ч за 36 секунд тоже совсем не характеризует автомобиль оперативных служб, но и «гоняться» в те времена особо не было нужды — вокруг такая же тихоходная техника, ведь речь идет о «дожигулевской» эпохе.


Это уже с них, с ВАЗ-2101 и его последователей, в 1970-м начинается новый, доселе невиданный этап автомобилизации. С массовым производством, другими скоростями, новыми технологиями и терминами, ведь «под» выпуск тольяттинского семейства советская промышленность также освоила производство высокооктанового бензина (93-й), современного моторного масла («жигулевское») и такой чудо-жидкости, как антифриз.


Даже «первая» модель с двигателем 1,2 литра мощностью 64 л.с. по динамике уже заметно превосходила имевшиеся до этого легковушки, а с 1974 года появляется ВАЗ-21011, оснащенный еще более мощным мотором — 1,3 литра в 70 сил.


В новых условиях движения прибавилось хлопот и для Госавтоинспекции, однако ВАЗы с тех пор становятся и самым «популярным» транспортом в структурах МВД. Более того, специально для МВД выпускали «заряженные» версии: с более мощными двигателями (от моделей 2103 и 2106), усиленной подвеской, увеличенным запасом топлива. Были даже роторные прототипы! Но большинство подразделений милиции и ГАИ, конечно, несли службу на обычных серийных моделях. Стало появляться и новое оборудование. Так, подразделения ГАИ в начале 80-х получили на вооружение первые «радары», то есть измерители скорости, которые по-своему умерили пыл нарождающейся армии лихачей. Гаишный «жигуленок» и инспектор со скоростемером на вытянутой руке (нередко в «тени кустов»), можно сказать, стали одним из символов той эпохи.

Несмотря на большой тираж, сейчас найти для восстановления более-менее живой экземпляр даже гражданской «Копейки» не так-то просто — что не извели годы эксплуатации, добила программа утилизации. Еще более сложно отыскать соответствующее времени спецоборудование, но в данном случае воссоздать образ удалось вполне.


И настоящее

В современном мире off-road принято разделять машины по определенным направлениям, разводить их по своей колее. Например, утилитарные прототипы для трофи-соревнований, так называемые «котлеты», и об одном из них в качестве участника БайкалМоторШоу — Toyota Blizzard, уже был рассказ. Также мы с подробностями посвятили материал специфичным снегоболотоходам на шинах низкого давления (иначе говоря, «пневматики»). Интересным их представителем выступит «Ункор», построенный на базе УАЗа-«буханки» в профильной фирме и обстоятельно доработанный владельцем, с упором на дальние автономные походы по зимнему Байкалу.


Однако стремление оптимизировать разные функциональные задачи все больше проявляется в этом сегменте. Машины как универсальные средства передвижения рождаются самые невероятные. Так, казалось бы, невозможно приспособить под «гражданские» цели списанную армейскую бронетехнику. Но, оказывается, в России все возможно, о чем и говорится в обзоре о «Железной горе», где из БРДМ умельцы из сибирского города Черемхово сделали транспортер-амфибию-кемпер, к тому же с японским дизелем.


Вообще, многожанровый тюнинг — явление распространенное и объяснимое. Из чего и что делать — ограничений сегодня фактически нет. Тут уж на что хватит фантазий, чего позволят потребности и средства, конечно. Вот и проект, представленный иркутянином Дмитрием Толмачевым, из разряда явно неординарных и сравнительно недорогих: стилизованный под Hummer компактный внедорожник, «выращенный» из малоизвестного в России Mitsubishi Pajero Junior.


Специфичная «оболочка» выбрана просто из симпатий к брутальным американским машинам, на которых Дмитрий давно привык ездить. Чтобы достичь нужного результата, пришлось не только соответствующе оформлять крылья и облицовку оригинальными элементами из стеклопластика, но также переделывать верхнюю часть кузова — передние стойки выставлены более вертикально, задние, наоборот, с большим наклоном, а сама крыша занижена. Рулевое управление справа перенесено на левую сторону, а такая «процедура», как можно понять, требует особых трудов.


Но при этом задача ставилась не только «стайлинговая». Используя стандартные возможности японского мини-внедорожника (а у него классическая схема шасси, но с передней независимой подвеской), хотелось получить более широкие вездеходные полномочия. Лифт кузова, увеличение колеи, колеса с грязевыми шинами на 33 дюйма, защита картеров, установка лебедки — все это придало новых качеств и «экстримизировало» внешний вид. Это одно, но еще предусмотрена возможность установки гусеничных движителей Mattracks, что позволит бороздить и снежную целину. Создавая свой Hummer-mini, Дмитрий и ориентировал его как стильный «джип», квадроцикл и снегоход в одном лице. Причем эта концепция не окончательная — на повестке дня у автора новые планы по модернизации и дальнейшему развитию данной идеи.


Конечно, тема вездеходов — одна из самых культивируемых в России. Индивидуальных конструкций не счесть, причем совершенно разного бюджета. Встречаются самые неожиданные, как например, самодельный гусеничный мотовездеход, построенный мастерами Иркутской службы лесоохраны.


С использованием подручных мотоузлов и агрегатов: двигателя от мотоцикла «ИЖ-Планета-5» (от него же топливный бак, приборы, электрика), цепной трансмиссии от грузового мотороллера «Муравей» (от него же задний редуктор в приводе ведущих катков) и движителя от снегохода «Буран» первого поколения. Управление реализовано, как на «взрослых» гусеничных транспортерах — посредством фрикционов, которые включаются левым или правым рычагами, что находятся на месте привычного для мототехники руля. Маневренность отменная — можно разворачиваться на месте, при этом нет нагрузки на руки, как на колесных мотовездеходах без усилителя руля. То есть все просто, недорого, но сердито. И сделано не ради удовольствия, а для выполнения конкретных профессиональных задач — как вспомогательный транспортер по оперативной доставке пожарных десантников и оборудования в труднопроходимую для тяжелой и крупногабаритной техники местность.


В отношении самостоятельно созданных машин, вызывающих практический интерес у других людей, обычно говорят — вот бы в серию. Но и такое уже не редкость: небольшие производственные фирмы способны мелкосерийно выпускать соответствующую технику, разработанную в России и специально для наших же условий. Хотя надо понимать, что качественная продукция вне массового конвейера, с большой долей ручного труда, не может быть широко доступна по цене. Один из таких примеров — легкий гусеничныйснегоболотоход-амфибия Dreamtrack, малосерийное производство которого с 2014 года налажено в забайкальском городе Чите.


К разработке приложил руку известный в России конструктор из Санкт-Петербурга Геннадий Хаинов. Особенность машины: герметичный кузов, созданный по технологиям кораблестроения, пружинная подвеска с рычагами и катками из СВМП (материал, сочетающий легкий вес, прочность и плавучесть), усиленные кевларом гусеницы на выбор в трех типоразмерах (400, 500 и 600 мм) в зависимости от условий эксплуатации.


Кузов тентованный с отоплением, также здесь автомобильные органы управления, то есть бортовые фрикционы управляются поворотом обычного руля. Могут быть разные версии по вместимости — шесть или восемь человек (при длине кузова 3,6 или 4,5 метра), и разные варианты окраски и комплектаций. По ходовым качествам вездеход тоже отличается от других машин подобного класса. Скомпонованный сзади импортный турбодизель (на выбор объемом 1,4 или 2,0 литра) в паре с четырехступенчатой гидромеханической АКП позволяют достигать максимальной скорости на снегу до 80 км/ч (как современные спортивные снегоходы), а клиренс в 430 мм и прочное гладкое днище способствуют проходимости в разных условиях движения.


Для «ускоренного» перемещения по воде как опция предусмотрен дополнительный электрический движитель. Но с учетом всего, такое высокотехнологичное изделие малой серии, как уже говорилось, смогут позволить себе далеко не все желающие — его стоимость примерно от 1 900 000 рублей.


Да, формат «БайкалМоторШоу» позволяет увидеть не только рукотворные шедевры частного исполнения, но и современные заводские машины. Особенно если речь идет о редкой спецтехнике, которую встретить обычным горожанам в обычных жизненных условиях не представляется возможным. В этот раз будут демонстрироваться серьезные аппараты от МЧС.


Кроме трехосного пневматика «Трэкол», особенно хотелось обратить внимание на двухзвенный гусеничный снегоболотоход «Лось». У него есть и другое обозначение — ГАЗ-3351, поскольку выпуск изначально шведской модели Hagglunds Bv 206 налажен на Заволжском заводе гусеничных тягачей (группа ГАЗ). Специально для МЧС России производится как самоходный комплекс модульного типа, с возможностью менять «прицепы» различного назначения.


Сам вездеход грузоподъемностью две тонны и шириной менее двух метров, состоит из сочлененных «тележек», обе ведущие, что в сочетании с широкими гусеницами (620 мм) дает превосходную проходимость на слабонесущих грунтах — среднее удельное давление всего 0,16 кг/см. Гусеницы асфальтоходные (максимальная скорость по шоссе 50 км/ч), то есть до места происшествия вездеход легко может преодолеть участки с твердым покрытием, хотя лучшие его качества проявляются на бездорожье. Кроме того, в случае необходимости машина может быть амфибией: корпус пластиковый (армированный стекловолокном) и водоизмещающий, скорость в воде 3-4 км/ч. Это же свойство позволяет спокойно ездить зимой по льду без опасения утонуть в случае провала.


Стоит заметить, что в Россию было немало завезено оригинальных «Лосей» с бензиновыми трехлитровыми V6 производства Ford. Топливо они потребляли в неимоверных количествах, поэтому владельцы практиковали замену этих прожорливых двигателей на более практичные дизели, хотя бы даже бывшие в употреблении. Но и в заводском исполнении сейчас идет более подходящий мотор: мобильность и удобство управления возложено на мощный шестицилиндровый турбодизель Steyr-M16 объемом 3,2 литра (183 л.с.) и автоматическую трансмиссию фирмы ZF, плюс раздаточная коробка с понижающей передачей.


Многофункциональность вездехода для служб МЧС обеспечивают задние сменные модули различного назначения: пожарный и аварийно-спасательный, санитарный, грузопассажирский. На смену модулей много времени не уходит, так что в зависимости от ситуации соблюдается оперативность решения задач.


Но вернемся все же к тому, на чем основана экспозиция БайкалМоторШоу — индивидуальное техническое творчество. Понятно, что большое внимание привлекают работы в номинации «Проект», «Стайлинг», «Инженерия», и особый резонанс обычно вызывают машины, которые объединяют все начала и при этом выбиваются из многих «типовых» решений.



Именно таким представляется седан «Черный гром». Ребята из небольшого сибирского города Зимы интегрировали японский люксовый спорт-седан Toyota Aristo в кузов «Волги» ГАЗ-24. На БМШ-2015 обещается большое скопление различных версий «двадцать четвертой», но эта машина, как никакая другая, воплощает очень смелую и красивую идею объединить советскую классику с высокими японскими технологиями. По сути, зарядили в раритетный кузов современную мощную начинку, дополнительно придав «Волге» нехарактерный для нее агрессивно-изящный облик.


Да, как уже отмечалось, мир кастомайзинга сегодня безграничен. И в своих различных проявлениях не чужд и отдаленным районам страны. Однако есть направления, которые в целом в России еще мало представлены, особенно в качественном исполнении. Например, классические американские хот-роды. В той же Сибири этой темой как-то не принято было увлекаться, здесь больше занимаются вездеходной техникой. Тем интригующе отметить, что на БМШ-2015 обещает выступить действительно настоящий заокеанский хот-род, созданный сибирским умельцем по всем канонам столь необычной технической дисциплины. И об этом проекте подробно мы еще расскажем.



Автор: Василий Ларин
Фото автора и участников БМШ-2015
Источник: drom.ru


Поделиться:
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
источник: drom.ru

Комментарии (0)